РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Обсуждаем наши новости
Аватара пользователя
Ирина Дмитриевна
Пользователь
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 27 ноя 2014, 09:52

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Сообщение Ирина Дмитриевна » 07 фев 2016, 13:18

ТЕМА: "РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Уважаемые родители! В этой статье мы расскажем Вам о том, как строится система работы по формированию словарного запаса у детей, а также расскажем о правильном использовании этих слов в речи. :tea:

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО?

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Особое место в речевом развитии ребенка занимает формирование лексико-грамматической стороны речи.
«Только овладев законами грамматики родного языка, он может общаться и познавать действительность»
(Д.Б. Эльконин).


Становление лексико-грамматической системы у детей в норме

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь активный и пассивный. Активный словарь – это слова, которое говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Морфологический уровень грамматической системы предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования; синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.

К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
Грамматическая структура предложения усваивается ребенком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слова: Именительный падеж единственного и множественного числа, Винительный падеж имен существительных; повелительное наклонение. Форма третьего лица единственного числа настоящего времени глаголов. Предложение включает до 3–4 слов.

К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов.

К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия. Появляются сложные предлоги: из-за, из-под. Закрепляются согласование прилагательного с существительным. Предложение становится более распространенным, появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с союзом чтобы, потому что, который.

К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. При нормальном речевом развитии дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных. Отдельные трудности касаются употребления существительных в родительном и предложном падежах множественного числа. К этому времени дети усваивают основные формы согласования слов.


Общее недоразвитие речи

Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.
Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Неправильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. В дальнейшем не усвоенные вовремя правила устной речи, основы письменной речи мешают ребёнку осваивать сложные математические задачи, так как он, зачастую, не понимает смысла условия задачи. Безусловно, это отразится и в письменной связной речи ребёнка, например, при написании сочинения уже в 8 классе.


Направления работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы компенсирующей направленности, имеющими разный уровень речевого развития, строится на основе программы коррекционно – развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе. На основе данной Программы учителями-логопедами разрабатывается индивидуальная карта по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка с ограниченными речевыми возможностями. Занятия систематизированы и имеют 3 формы: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. В зависимости от возраста детей, меняется временной промежуток проведения занятия и количество занятий.


Игра – средство формирования лексико-грамматической системы языка

Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования является «формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка; опора на игру при формировании, учебной деятельности». Игровая деятельность, являясь ведущим видом деятельности в дошкольный период, создаёт прочную мотивацию, вызывает интерес, что создаёт условия для более естественного и активного использования в речи (закрепления) усваиваемых навыков. Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не только то, каким объемом знаний, умений и навыков он владеет, но и то, каким способом эти знания были ребёнком усвоены. Этому могут способствовать наглядно-игровые средства — визуально представляемая наглядность, которая является с одной стороны перцептивной опорой при формировании речевых умений, а с другой - средством создания игровой (условной) реальности, внутри которой разворачивается игровая деятельность.

Обогащение словаря

У детей с ОНР словарь резко ограничен, беден и не систематизирован. Поэтому особое внимание в логопедической группе отводится накоплению словарного запаса, его активизации. Данную задачу педагоги решают не только в рамках занятия, но и в течение всего дня. Например, когда ребёнок пришёл в детский сад воспитатель логопедической группы беседует с ребёнком, задаёт ему вопросы, на первый взгляд, очень простые: «Ты сегодня встал с хорошим настроением? Почему? Как ты собираешься в детский сад? На чём ты добираешься до детского сада? Какая сегодня погода? Какое у тебя любимое время года? Чем оно тебе нравиться? А ты знаешь, что за окном осень? Хочешь я тебе расскажу, что такое осень»? Если ребёнок способен ответить хотя бы на часть из этих вопросов, можно говорить об успехах ребёнка. Пройдёт ещё какое-то время и малыш сможет рассказать, что такое «малинник», «подберёзовик», «кашпо», «манжет» и т.д. Для того, чтобы это случилось как можно быстрее, мы предлагаем родителям активно подключаться к процессу формирования словаря у своего ребёнка.

Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. Ведь вокруг столько всего незнакомого, о чем можно рассказать. Накапливаются зрительные образы, которые стимулируют ребенка обозначить их словом. Разговаривайте с ребенком больше, где бы вы не гуляли. Называйте все, что видите вокруг. Обращайте внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался, на кого или на что посмотрел. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните почему все так происходит. Не бойтесь говорить, даже если вы думаете, что ребенок вас не поймет. Используйте простые понятные слова, не скупитесь на эмоции. Вот вы вышли из подъезда. Первое, что вы заметили, это погода. Вчера прошел дождь, Рассмотрите, какие лужи вокруг. Опишите их: большие или маленькие, глубокие, грязные, круглые. В лужах купаются птицы: большие, серые, белые голуби с розовыми лапками и синеватыми шеями, или маленькие, коричневые, шустрые воробьи. Чем больше эпитетов вы используете в описании того или иного существа или предмета, тем лучше. Не спешите «забросить» ребёнка в детский сад.

Разве можно отказать себе в удовольствии пообщаться с ребёнком, готовя при этом обед? Многие мамы предпочитают сказать коротко: «Не мешай! Сядь на диван и смотри мультфильм». Конечно, большинство из детей так и сделает. Но лучше было бы так: мама зовёт малыша с собой в кухню, показывает ему массу интересных предметов посуды, овощей и фруктов и т.д. Затем мама начинает комментировать все, что делает. Так, ребёнок быстро запомнит новые слова. Не ленитесь повторять названия предметов по несколько раз, выговаривайте слова четко и ясно, а через некоторое время можете спросить у ребенка, как называется определенный овощ или фрукт. Не расстраивайтесь, если он что-то забыл, хотя Вы повторили 50 раз. Для ребёнка с общим недоразвитием речи это очень сложная информация. Запаситесь терпением. Знакомьте малыша с обобщающими понятиями. Раскладывая покупки, принесенные из магазина, говорите: «Это фрукты: бананы, яблоки, груши, апельсины. А это овощи: капуста, свекла, картофель, морковь, лук». Загадывайте ребенку «загадки с грядки», к примеру, про морковку: «Длинный рыжий нос по макушку в землю врос». Со временем ребенок может и сам с удовольствием придумывать загадки: «Гладкая, оранжевая, длинная и сладкая».


Грамматические игры

Для поддержания интереса к речевым упражнениям можно предлагать следующие игры:
- Задания с мячом: Например, взрослый бросает мяч и называет один предмет, а ребёнок называет много предметов и отдаёт мяч: кукла-куклы. Так же можно называть большой предмет и маленький: кукла-куколка и т.д.
- Раскрасить или нарисовать самостоятельно что-то по заданию взрослого: (раскрась) нарисуй 2 фрукта и один овощ.
-Находить в окружающей обстановке предметы по описанию: «Это красного цвета, овальной формы, гладкое, его можно съесть».
-Активно использовать игрушки: «Назови все игрушки, что ты разбросал на полу», а после того, как ребёнок всё сложит на место, спросить, «чего теперь нет на полу»? Можно играть в прятки с предметами: «Положи на стол –карандаш, альбом, мозаику, а под стол спрячь машинку и куклу».
-«Эффект Незнайки»: взрослый может притвориться Незнайкой, а малыш должен исправить неверный ответ. Например, «Незнайка говорит, что у коровы нет рогов. А ты как думаешь»?

Девиз: "Терпение и труд - всё перетрут"!


Задача родителя состоит в том, чтобы сделать лексико-грамматические игры систематическими. Постоянно возвращаясь к одному и тому же упражнению, можно автоматизировать у ребёнка грамматические закономерности родного языка. Помните, с первого раза малыш с нарушением речи не может запомнить вербальный материал. Только при постоянном повторении ребёнок усваивает это «правило» и использует его в своей собственной речи. Особенно хочется отметить то, что метод, когда Вы постоянно лишь исправляете ребёнка: «Кто так говорит «ухи», надо говорить «уши», - не эффективен. Лишь в игре можно выработать стереотип. Организуя игру «Айболит», можно у всех животных назвать части тела, употребив слово «уши» несколько раз: «у зайчонка болят длинные уши», «у лисички заболели её рыжие уши». «Чьи это уши»? – лисьи, заячьи, медвежьи.
Очевидно, что организация такого общения требует от родителя самоотдачи, но на то Вы и родители, чтобы помочь своему ребёнку преодолеть всё. А трудности в освоении родного языка Вам помогут преодолеть специалисты.

Спасибо за внимание! :joy:

Вернуться в «Ромашки»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron