РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Обсуждаем наши новости
Аватара пользователя
Ирина Дмитриевна
Пользователь
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 27 ноя 2014, 09:52

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Сообщение Ирина Дмитриевна » 26 дек 2015, 16:06

Уважаемые родители! Пришло время поговорить об артикуляционной моторике и произношении звуков. :tea:

Нарушение звукопроизношения

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка – главной мышцы нашего артикуляционного аппарата. Например: «М», «Н», «П». Следует отметить, что если ребёнок испытывает затруднения в произнесении гласных или же простых согласных – это свидетельствует о тяжёлом поражении двигательных возможностей артикуляционного аппарата. Чаще всего мы можем наблюдать нарушение свистящих, шипящих, соноров.
Специалисты выделяют четыре вида нарушений:
- Отсутствие звука
- Искажение звука
- Замена звука
- Смешение звука


Коррекция звукопроизношения

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно это четыре основных этапа: 
Подготовительный
Постановка звука
Автоматизация звука
Дифференциации звуков

Подготовительный этап:
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.  На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;  формирование направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук;  развитие фонематического слуха;  отработка опорных звуков. 
Очевидно, что подготовительный этап весьма важен, поэтому родители должны запастись терпением и не форсировать физиологические возможности ребёнка.

Этап постановки звука:
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.  Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). 

Есть несколько способов постановки звуков:

1) по подражанию, когда внимание ребенка фиксируется на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный и слуховой контроль). Этим создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. 
2) с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для звука ш), Вы можете использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть и подстричь ногти) или туго набитую ваткой длинную соску. 

К следующему этапу – автоматизации звука переходите только тогда, когда ребенок по Вашей просьбе может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Автоматизируют звук сначала в слогах, словах, затем и в словосочетаниях, коротких и распространённых предложениях, рассказах, стихотворениях, скороговорках. Очень важно автоматизировать звук в связной речи.

Этап дифференциации звуков
Цель данного этапа – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.  Ваша задача – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.  Для осуществления зрительного контроля перед ребенком поставьте зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, чтобы ребенок мог сосредоточиться.
Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков. Итак, в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежат отработка (в определенной последовательности) гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Это способствует формированию правильного звукопроизношения.


Развитие губной мускулатуры

«Играем на дудочке» – Вытянуть вперёд губки, имитируя игру на дудке.
«Широко улыбаемся» - Растянуть губы в улыбке. Зубки поставить на зубки.
«Хоботок» - Вытянуть губки вперёд, имитируя слона, пьющего воду.
«Зайка» - Поднять вверх верхнюю губу, чтобы оголились верхние зубы.
«Мотор»- Подуть на губки, чтобы они завибрировали.
«Ухвати трубочку» - Губами удерживать трубочку для коктейля.
«Воздушный поцелуй» - Резко сомкнуть и разомкнуть губки.


Развитие язычной мускулатуры

Язык – это мышца. Для её развития и укрепления специалистами разработана специальная система упражнений. Следует отметить, что для каждой группы звуков существует свой набор специфических упражнений, но мы представим цикл упражнений, необходимых для ежедневного выполнения. Для лучшего запоминания можно пользоваться картинками-символами.


«Чистим зубки» – широко улыбнуться, языком погладить верхние и нижние зубки.
«Бабушкины блины» - положить широкий язычок на нижнюю губку. Держать под счёт: от 3 секунд до 5-6.
«Месим тесто» - распластанный язык положить на нижнюю губку. Шлёпать по языку верхней губой: пя-пя-пя
«Вкусное варенье» - Открыть рот. Кончиком языка облизать губки по часовой стрелке и против неё.
«Конфетка» - Открыть рот. Снять кончиком языка конфетку, которая может находиться на верхней губе.
«Чашечка» - Открыть рот. Высунуть язык. Поднять его боковые края и кончик в форме чашечки. Удерживать до 6.
"Маляр» - Открыть рот. Кончиком языка делать движения по нёбу вперёд и назад.
«Барабанщик» - Открыть рот. Поставить за верхние зубки напряжённый кончик языка. Постучать со звуком д-д

«Иголочка» - Открыть рот. Высунуть узкий язык. Удерживать под счёт: от 3 сек до 5-6.
«Часики» - Приоткрыть рот. Высунуть тонкий язычок. Делать движения под счёт то вправо, то влево.
«Качели»- Открыть рот. Поставить кончик языка за верхние зубки. Опустить за нижние. Так до 10 раз.
«Лошадка» - Открыть рот. Присосать спинку языка к нёбу. Затем отклеить его. Щёлкать с разной скоростью.
«Гармошка» - Открыть рот. Присосать спинку языка к нёбу. Делать движения то вверх, то вниз.
Следить, чтобы язык оставался приклеиным.


Спасибо за внимание! :fleur:

Вернуться в «Ромашки»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron