РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Обсуждаем наши новости
Аватара пользователя
Ирина Дмитриевна
Пользователь
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 27 ноя 2014, 09:52

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Сообщение Ирина Дмитриевна » 06 дек 2015, 12:45

Уважаемые родители!
Предлагаю Вашему вниманию ещё одну тему: "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ".
:tea:

Что такое речевой выдох?

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.
Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох усугубляется недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.



Диафрагмально-рёберное дыхание

Диафрагмально-рёберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание. В дошкольном возрасте тренировку диафрагмального дыхания начинать следует в положении ребенка лежа, т. к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается спонтанно, автоматически.
Упражнение № 1. Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается).
Упражнение № 2. Исходное положение то же самое. Вдох–выдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается.
Упражнение № 3. Исходное положение ребенка сидя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе надувается живот, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка.
Упражнение № 4. Исходное положение ребенка стоя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота

Что следует помнить?

Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.
Методические рекомендации:
при выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3–5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций;
не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи при вокальных упражнениях, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки;
одежда ребенка не должна стеснять его движения;
помещение должно быть хорошо проветренным;
осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя;
воздух набирать через нос;
выдох должен быть длительным и плавным.

Статическая дыхательная гимнастика

сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
сдуть ватку;
подуть на султанчики;
погреть ладошки;
подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
подуть в дудочку, свирель, в трубу;
извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
подуть в детскую игрушку «язычок» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.


Дифференциация носового и ротового вдоха

вдох носом – выдох через рот;
вдох одной ноздрей – выдох другой;
вдох – выдох через нос;
вдох носом – выдох через нос;
вдох ртом – выдох через рот;
вдох через одну ноздрю – выдох через другую;
вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;
вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;
вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.


Динамическая дыхательная гимнастика

Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка не речевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.
подражание полету птиц; поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища;
поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленными руками вперед, назад;
наклонить голову вперед, расслабляя мышцы; медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот;
медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен и др.


Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения

Поднятие на носках, руки вверх – вдох, опускаясь – выдох.
Поднимание рук над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опускание рук – выдох.
Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох.
Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох.
Отведение локтей назад – вдох, поставить руки в исходное положение – выдох, руки на поясе.


Фонационная дыхательная гимнастика

Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.
Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным. Сначала произносим один гласный на одном выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков. Например: а; а-а; а-а-а-а.
Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки, подражая разным животным или насекомым (ж –ж – ж жук, з – з – з комар и т.д.)

Речевая дыхательная гимнастика

На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания и сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания.
 Слоги на одном выдохе: па; па-па; па-па-па;
Слова на одном выдохе;
Пословицы и загадки;
Предложения.
Чтение стихотворения, сопровождая каждое слово ударом мяча об пол

Спасибо за внимание! Надеюсь, Вам помогут данные советы. :fleur:

Вернуться в «Ромашки»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron