РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Обсуждаем наши новости
Аватара пользователя
Ирина Дмитриевна
Пользователь
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 27 ноя 2014, 09:52

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Сообщение Ирина Дмитриевна » 04 ноя 2015, 19:18

Уважаемые родители!
Предлагаю Вашему вниманию одну из самых загадочных для родителей тем:"Пальчиковая гимнастика и её роль в развитии речи детей"

Многие родители ждут от логопеда быстрого появления звуков. Особенно радует всех родителей появление звука Р. Но грамотный родитель, который получил у специалиста консультацию, понимает, что для появления правильного произнесения того или иного звука, должны создаться условия. Именно этим занимается логопед на подготовительном этапе своей работы. Каждый день учитель-логопед развивает и формирует стойкий интерес к логопедическим занятиям. Работает над мотивацией у ребёнка к формированию правильной речи. На таких занятиях специалист разучивает с малышами упражнения по развитию артикуляционного аппарата, по формированию целенаправленной воздушной струи, а также и по развитию пальцевой моторики.Попробуем разобраться, как связана речь с пальцами рук, а также как правильно развивать этот вид моторики.

Мелкая моторика совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики
С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. 
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.


Нарушения мелкой моторики
Существует несколько типов нарушений мелкой моторики:
Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)
Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ, при нарушениях зрения, дизартрии, аутизме, спиноцеребеллярной атаксии и др.


Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:
Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
Пальчиковые игры
Массаж кистей и пальцев и т. д.
Лепка


Массаж и самомассаж рук
Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Взрослый выполняет ряд манипуляций:
Поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию.
Похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев.
Поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя).
Похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности.
Вращение пальцев (отдельно каждого).
Круговые повороты кисти.
Отведение-приведение кисти (вправо-влево).
Щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости.
Противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев).
Противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка - при одевании, приеме пищи, купании, игре.Круговые повороты кисти.
Отведение-приведение кисти (вправо-влево).
Щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости.
Противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев).
Противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка - при одевании, приеме пищи, купании, игре


Движения пальцами рук.
Движения выполняются по образцу, производятся одной рукой, другой рукой, затем двумя руками одновременно.
1. «Жук». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем по кругу — жук летит. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.
2. «Змея». Локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся указательным пальцем, имитируя движения змеи. Аналогично упражнение проводится с другими пальцами.
3. «Зайчик». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и направлены вверх, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — зайчик шевелит ушками.
4. «Коза». Локти опираются на стол, указательный палец и мизинец вытянуты и направлены вперед от себя, остальные пальцы плотно прижаты к ладони, движения производятся вытянутыми пальцами — козлик бодается. 5. «Цветок». Локти опираются на стол, пальцы плотно прижаты друг к другу, ладонь направлена вверх, пальцы медленно раскрываются.
6. «Улитка». Положить руки на стол, поднять указательный и средний пальцы, остальные плотно прижаты к столу. Поднятые пальцы двигаются — улитка шевелит рожками.
Дополнительно можно использовать перебирание круп, пуговиц, бусинок и т.д.; шнуровку; работу с пластилином, глиной, ножницами; оригами.


Упражнения, выполняемые двумя руками вместе
1. «Пароход». Обе ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх — труба парохода.
2. «Гнездо с яйцами». Обе руки соединены в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опущены внутрь.
3. «Крыша дома». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты.
4. «Мельница». Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук вытянуты и переплетены. Движения производят вытянутыми пальцами, не расцепляя их — мельница работает.
Уложить спички в коробку одновременно обеими руками (большим и указательным пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку).
6. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания (порядок расставления точек произвольный).
7. Одновременно изменить положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).
8. Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера правильной формы, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги описывать по направлению часовой стрелки, левой — в обратном направлении.


Удержание карандаша или ручки
Для обучения правильному способу удержанию карандаша, ручки или
подбор индивидуального способа удержания ручки необходимо
последовательное выполнение серии заданий:
принять позу руки и пальцев, имитирующую удерживание ручки и зафиксировать на некоторое время вместе с карандашом резинкой. Некоторое время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка проводит с ним линии или иные фигуры;
брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма;
расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев;
выполнить несколько движений пишущей рукой и после каждого принимать правильную позу для письма;
поставить несколько точек на листе бумаги, выполняя движения
пальцами, не сдвигая руки, не напрягаясь.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! :fleur:

Вернуться в «Ромашки»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron